Служба поддержки
ruskotru@mail.ru

+7(927) 850-05-69
+7(909) 303-72-88 (зам. редактора)

Публикации

ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ И ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский областной колледж культуры» Колыхалов И. В., преподаватель

Аннотация

В наш век цифровизации окружающего мира, человек получает электронные услуги и в сфере культуры. На это нацелены государственная политика, экономика и материально-техническая база учреждений культуры. Основная цель инновационных разработок – повышение посещаемости учреждений культуры и продажи билетов, развитие безналичной системы оплаты, повышение роли творческого человека в развитии креативной экономики.

Ключевые слова.

Культура. Экономика. Инновации. Власть. Цифровая логистика. Опыт. Эффективность. Человеческие ресурсы.

Сфера культуры может стать тем сектором экономики, который способен объединить в себе несколько направляющих: цифровые инновации, культурные и интеллектуальные ценности, экономическую эффективность. К цифровым инновациям относятся внедрение нового или значительно улучшенного продукта информационно-коммуникационных технологий, представленного в виде товара или услуги культуры. Приоритетными задачами по развитию цифровизации в сфере культуры являются: развитие материально-технической базы учреждений культуры; внедрение информационных систем учета посетителей и продажи билетов; оцифровка культурного наследия; формирование электронных баз данных; увеличение доли информационных ресурсов о культуре в сети «Интернет» путем создания информационных порталов, виртуальных музеев.

13 февраля 2018 года в Государственной Думе по инициативе Комитета по культуре состоялись парламентские слушания на тему «Цифровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика» в рамках масштабной программы развития цифровой экономики. Главная мысль выступлений — обеспечение доступа граждан к культурным ценностям независимо от места их проживания.

Учитывая, что государственный бюджет по-прежнему остаётся главным источником существования культуры, представляется необходимым предусмотреть на законодательном уровне возможность партнерства, инвестиций в сферу культуры. Имеется положительный опыт создания единой информационной инфраструктуры в области культуры и туризма «Культурный регион» в Белгородской области. В рамках исполнения пилотного этапа данного проекта прошли обучение более пятисот  сотрудников учреждений культуры, создано 200 часов видеоматериалов, 3000 обучающих фотографий, документальный фильм, запущен сайт, мобильное приложение, подключены онлайн-кассы. Прошла апробация новых форматов деятельности — квесты, онлайн-фестивали и др. Увеличился поток потребителей и как следствие — обратных финансовых потоков.[2, 44]. Проект занял 1 место в рейтинге Министерства РФ в 2017 г. В настоящее время внедряется тесное взаимодействие сферы услуг культуры и туризма:

  1. Запуск культурно-туристического центра;
  2. Единый билет в учреждения культуры;
  3. Создание базы аудиторий культурных мероприятий;
  4. Формирование пакетных предложений для жителей и гостей города.

Проект цифровизации в сфере культуры ярко представлен на примере ГМИИ им. Пушкина. В рамках проекта «Музей в эпоху цифровой трансформации». В рамках исполнения данного проекта были реализованы следующие направления:

Смонтированы комплексные системы безопасности и мониторинга — (видеонаблюдение, СКУД и т.д.)

Продолжается оцифровка коллекций легендарного собрания мировой живописи и скульптуры, введены автоматизированные системы учёта фондов и систем хранения цифровых ресурсов. Возросла эффективность системы  электронного документооборота, корпоративного портала.

Существенно расширилось  виртуальное и информационное пространство Музея — сайты, виртуальные филиалы, соц. сети и т.п. Например, совместно с социальной сетью «Одноклассники» музей записал аудиогиды к ключевым картинам импрессионистов.

В Кургане вот уже несколько лет действует виртуальный концертный зал при Областной филармонии. Жители нашего города могут посмотреть оперные и балетные спектакли, послушать классические музыкальные произведения в исполнении корифеев мировой сцены. Разнообразные музыкальные абонементы — это своеобразные пакетные предложения для любителей музыки разных возрастов и жанров.

Курганские областные библиотеки и под их руководством сеть муниципальных библиотек вот уже много лет создают электронные каталоги, а так же перекладывают на «цифру» самые ценные экземпляры печатной продукции, бережно сохраняя при этом документы об истории родного края. Возрождается в новом облике сеть кинопроката. Приступили к этой работе и областные музеи.

Для формирования информационного пространства знаний в сфере культуры необходимо:

— сформировать доступную и безопасную базу информационных ресурсов культуры, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

— усовершенствовать механизмы обмена знаниями и традициями;

— обеспечить формирование Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов Российской федерации, а также доступ к ним максимально широкого круга пользователей;

— создать условия для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов;

— принять меры по эффективному использованию современных информационных платформ для распространения достоверной и качественной информации российского производства;

— обеспечить насыщение рынка доступными, качественными и легальными медиапродуктами и сервисами российского производства.

Несмотря на то, что в будущем миллионы рабочих мест будут заменены автоматизированными процессами, исследования показали, что организациям всегда будут нужны люди. Фактически уровень занятости не снижается, а растёт. Человеческое взаимодействие по-прежнему очень важно. Способность человека творчески мыслить и неординарно действовать — обязательная составляющая набора так называемых гибких навыков, необходимых в цифровую эпоху. Креативная индустрия — самостоятельная сфера деятельности с высоким потенциалом развития и продвижения остальных секторов экономики. Термин «Креативная экономика» был впервые использован в 2000 году. Он подразумевает деятельность на перекрёстке искусства, культуры, бизнеса и технологий. Определения «креативная индустрия», «креативный класс», «креативный город» встречаются в стратегических документах социально-экономического развития  и различных стран мира. Авторы федерального нацпроекта «Культура», стартовавшего в России в начале 2019 года, также связывают рост качества жизни и социально-экономическое благополучие страны с развитием культурной среды, творческих личностей и цифровизацией этой сферы. Руководители крупных кампаний подчёркивают, что им необходимо активно использовать инновационный, цифровой и технологический потенциал, чтобы впоследствии извлечь из этого максимальную выгоду. При этом им нужны профессиональные человеческие ресурсы для сопровождения этих инвестиций.

Человеческие ресурсы незаменимы. Мы можем использовать технологии в качестве очень важного фактора деловых отношений, но сотрудничество между людьми, способность разрабатывать новые стратегии трудно заменить машинами. Человеческий капитал — это решающий фактор развития любой отрасли промышленности, науки, культуры, стимул для совершенствования и роста. Творческий подход, лидерские качества, способность адаптироваться к любым обстоятельствам — это пока еще приоритет человеческого мышления. Наиболее ценными считаются уникальные сотрудники, способные продвигать инновации. [5, 4]. Существуют и прямо противоположные мнения. Так, директор института прикладного анализа данных «Делайн» А. Минин безапелляционно заявляет, что «в цифре нет места для человека». [4,58]. Опровержением голословному утверждению является действующий Федеральный нацпроект «Культура», стартовавший в России в начале 2019 года.

В России власть старается помочь  внедрению цифровых технологий за счет государственных инвестиций, которые предусматриваются Стратегией развития информационного общества. Она утверждена президентом страны. Правительство намерено направить бюджетные инвестиции (на федеральном и региональном уровнях) в приоритетные направления развития цифровых технологий. В результате будут созданы национальные технологические платформы в сфере онлайн-образования, онлайн-медицины, электронные формы взаимоотношений для малого и среднего бизнеса. [1]

Национальный проект «Культура» планирует создание в стране к 2024 году 500 виртуальных концертных залов.  600 онлайн-трансляций различных культурных событий должно быть размещено на портале «Культура России». 450 мультимедиагидов по экспозициям и выставочным проектам с использованием технологий дополненной реальности будет создано в 2025 году. 48 тысяч книжных памятников будет оцифровано в Национальной электронной библиотеке. При этом нет задачи — заменить искусство виртуальными технологиями. Нужно лишь с помощью современных технологий расширить доступ жителей регионов к культурному наследию и современному академическому искусству. Большое место отведено инфраструктуре для творчества. Планируется создание новых очагов культуры:

— Дома культуры нового формата. ДК — это центры культурной жизни в небольших населённых пунктах. В рамках национального проекта будет построено 500 новых ДК. Конкурс «ДК — новый формат» поможет тиражировать новые идеи.

— Модельные библиотеки. В рамках национального проекта 660 муниципальных библиотек к 2024 году должны превратиться в современные информационные пространства. В 2019 году уже открылись в 44 регионах 134 модельные библиотеки, оснащенные новыми информационными технологиями.

— Цифровые кинозалы как часть национального проекта должны открыть дополнительно 1200 установок.

— Школы искусств. Планируется переоснащение детских школ искусств к концу 2024 года. Также музыкальными инструментами должны быть оснащены 1800 общеобразовательных школ.                                  

Ещё недавно очагом культуры в городах, который привлекал наибольшее число посетителей, были супермаркеты, торгово-развлекательные центры. Сегодня такими очагами становятся модельные библиотеки и музеи. Очереди в ведущие музеи страны таковы, что подчас попасть в них просто практически невозможно. Электронная система продажи билетов даёт возможность жителю любого города России и зарубежных стран за месяц, и даже зарезервировать себе билет в любую из величайших сокровищниц национальной культуры, например, в Оружейную палату Кремля. Нет такой цифровой технологии, которая не использовалась бы в ГМИИ им. Пушкина, будь то работа с посетителями или внутреннее цифровое пространство.

Инновации внедряются в деятельность региональных учреждений культуры всех типов и видов креативным мышлением человека. Человек и только человек  является двигателем прогресса. Он занимает ведущее место в цифровом пространстве.

Источники:

1 Указ Президента Российской Федерации «О стратегии научно-технологического развития РФ» от 1 декабря 2016 года № 642 / Администрация Президента России 2018 год  ( электронный ресурс) — Режим доступа- URL :http: //www.kremlin/ruacts bank/ 41449.- 8.02.2020

  1. Гарнов, А.П. Логистика как метод управления бизнес-структурами сферы культуры в условиях кризиса./ Логистика.-2017- №12 (133).- С. 44-47.
  2. Малинина, Т.Б. Место цифровой экономики в социальном развитии человека и общества/ Т.Б. Малинина// Глобальный научный потенциал (Тамбовский ФРНК) . — 2017г.- № 10(79).- С. 163-166.
  3. Минин, А. В цифровой экономике нет места для человека./ А. Минин// Банковское обозрение.- от 30.01.2018.- С.58
  4. Титов, Д. Главным персонажем в цифровой экономике остаётся творческий человек/ Д. Титов//Экономика и жизнь.- 2017.- №18 (99684).- С.4.