Служба поддержки
ruskotru@mail.ru

+7(960) 300-33-84
+7(909) 303-72-88 (зам. редактора)

Образовательная программа «Народный Танец» в системе дополнительного образования, как учебно-методическое сопровождение педагогической практики студентов

Авторы :

Толстова Ольга Сергеевна, преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова»

Шмелева Екатерина Павловна, преподаватель, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова»

      Пояснительная записка

     Работа преподавателя в системе среднего профессионального образования требует хорошего понимания теории и практики дальнейшей профессиональной деятельности выпускников. Программа разработана на основе программы «Народно-сценический танец» комплексной образовательной программы «Школа русского танца» автора Г. И. Акуловой.

Место программы в программном поле Учреждения. Программа органично вписывается в сложившуюся систему ценностей и целей развития Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества им. Лени Голикова», является важной составляющей обучения в хореографической студии- ансамбле «Карусель» ДД(Ю)Т имени Лени Голикова. Программа учебного предмета «Народный танец» разработана    на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к дополнительной   общеобразовательной  программе в  области хореографического искусства. Программа модифицирована и адаптирована к условиям образовательной среды ДД(Ю)Т педагогами дополнительного образования Шмелёвой Е. П., Толстовой О. С. и реализуется в хореографической студии-ансамбле «Карусель» ДД(Ю)Т им. Л. Голикова.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также в соответствии с требованиями СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616. 

Актуальность. Обращение к культуре многонационального российского народа, испытавшего в своей истории не одно потрясение, необходимо с точки зрения многих наук: философии, культурологи, искусства. В современных условиях глобализации на первое место выступает новая угроза — как не раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической самобытности, сохранить свою самобытную культуру, часть богатства духовной жизни, накапливавшейся веками со времен своего появления, и не растворится в среде других. Усиливается значение народности в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенала выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника.

Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, народный танец является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере.

Педагогическая целесообразность. Танцы сопровождали жизнь человека всегда. В разные временные периоды и эпохи танцы являлись частью религии, культуры, воспитания молодого поколения. Нередко танцы становились профессией, развлечением, спортом, лечебно-оздоровительной терапией, и конечно же, в первую очередь искусством. Танцевали все, как князья, знать, так и обычные простолюдины. Особое место всегда занимали народные танцы. Народный танец близок детям, и благодаря богатству образов, танцевального языка, мелодиям, знакомству с народным костюмом представляет собой ценнейший материал для художественного развития воспитанников. Вместе с тем, танец воспитывает в детях чувство любви и уважения к танцевальному творчеству и к запечатленным в танце народным традициям. Опыт показывает, что приобщение к танцевальному искусству следует начинать со своего национального материала, ибо он понятен юным исполнителям и является лучшей основой для более быстрого и правильного стилевого усвоения народных танцев. Развитие народного танца тесно связано с историей народа. Изучение русского народного танца даёт возможность создать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека, воспитывать хороший вкус, чувство национальной гордости за свой народ, любовь к Родине.

Место программы: Программа реализуется в хореографической студии-ансамбле «Карусель» ДД(Ю)Т имени Лени Голикова и, является подпрограммой комплексной образовательной программы «Хореографическая студия — ансамбль».

 Ценностно-целевые ориентиры вытекают из основных ценностей и целей дополнительного образования по эстетическому развитию детей Великого Новгорода и концепции Программы развития на 2012-2017 г. Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества им. Лени Голикова».

Цель программы научить детей не только правильно выполнять движения танца, но и передать национальный характер танца.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучение детей основам народного танца.
  • Формирование интереса к хореографии, различным видам искусства.

Развивающие:

  • Развитие общей физической подготовка (силы, выносливости, ловкости).
  • Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости, координации), изучение танцевальных  элементов.
  • Развитие артистичности и эмоциональной выразительности.
  • Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
  • Воспитывающие
  • Воспитание аккуратности в исполнении.
  • Воспитание терпение, наблюдательность, умение доводить работу до конца.
  • Воспитание интерес к занятию танцем.

 Отличительные особенности данной программы.

Программа модифицирована – адаптирована к условиям данного учреждения. Особенностью программы является то, что дети прошли обучение в подготовительных группах, где получили определенное общее физическое развитие, приобрели движенческие навыки, сформировали правильную осанку, начальный этап обучения по данной программе значительно облегчается. При этом учебный процесс на первом году обучения оказывает решающее влияние на все последующее обучение и на его конечный результат.

Большое внимание в данной программе уделяется воспитанию. Наряду с изучением танцевальных упражнений уделяется большое внимание общей организованности детей, воспитанию чувства товарищества, стремлению помочь друг другу.

Немаловажной особенностью является и то, что изучение каждого национального характера, предусмотренного программой для каждого года обучения, происходит на каждом этапе в структуре урока, т.е. танцевальные элементы, изучаемого народного танца, отслеживаются в комбинациях и у станка, и на середине зала, и в этюдной работе, что дает воспитанникам возможность более тесного приобщения к танцевальным традициям каждого народа и особенностям исполнения танцевальных элементов. Танцевальные комбинации у станка и на середине составляются с национальными элементами в соответствии с тематическим планом. На каждом году обучения вводится национальный характер с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Возраст детей: 8 -14 лет.

Срок реализации образовательной программы – 5 лет.

Общая продолжительность обучения составляет 648 часов

Формы и режим занятий.

Ведущей формой организации обучения является групповая. Продолжительность занятий 1 год обучения –  2 часа по 45 минут; 2-5 года обучения 4 часа по 45 минут перерыв 10 минут. Содержание программы ориентировано на одновозрастные группы детей: 1 год обучения наполняемость – до 16 человек; 2 — 5 года обучения наполняемость – от 8 до 12 человек. В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

  • учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;
  • смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.
  • приём учащегося с хореографической подготовкой, соответствующей одному из годов обучения.

Ожидаемые результаты на каждый год

1 год обучения.

Требования к обучающимся первого года обучения:

  • знать правила постановки рук, группировки пальцев в народном танце;
  • уметь исполнять ргераrations;
  • уметь исполнять русский или другой несложный национальный танец;
  • знать русский танец на следующих движениях: переменные ходы, притопы, «ковырялочка», «елочка»;
  • уметь правильно исполнять присядочные движения и простейшие хлопушки;
  • грамотно исполнять комбинации у станка в народном характере.

2 год обучения.

Требования к обучающимся второго года обучения:

  • знать положения стопы, колена, бедра ( открытое, закрытое );
  • исполнять движения в характере музыки (четко, сильно, медленно, плавно, задорно, игриво, и т.д;
  • владеть основными навыками требуемыми школой народного танца;
  • исполнять движения, сохранять танцевальную осанку и манеру, владеть движениями стопы;
  • исполнять движения народного танца, с сохранением характера музыки, грамотно, выразительно;
  • уметь исполнять присядки, хлопушки в характере музыкального сопровождения.

3 год обучения.

Требования к обучающимся третьего года обучения

Учащиеся  показывают знания всего пройденного материала у станка и на середине зала. Показывают развернутые этюды и парные танца (при наличии мужского состава) на пройденном материале за весь период обучения. Особое внимание необходимо обратить на музыкальность, выразительность, технику исполнения.

4 год обучения.

Требования к обучающимся 4 года обучения:

Учащиеся показывают знание методики исполнения проученных движений у станка для 4-го года обучения, а также правила исполнения основных ходов и движений, положений корпуса, ног, рук, головы, положений в паре, манеру исполнения проученных народно-сценических и народно-характерных танцев на 4-ом году. Особое внимание уделить выразительности исполнения и донесения характера и точной манеры исполнения изучаемого народного танца. Развитию навыков ансамблевого исполнения более сложных, технически насыщенных танцев. Повторению пройденных ранее элементов танцев, в более сложных сочетаниях.

5 год обучения.

Требования к обучающимся пятого года обучения:

Учащиеся показываю грамотное исполнения проученных движений у станка для 5-го года обучения, а также правила исполнения основных ходов и движений, положений корпуса, ног, рук, головы, положений в паре, манеру исполнения проученных народно-сценических и народно-характерных танцев на 5-ом году. Особое внимание следует уделить раскрытию национального характера и манере исполнения, необходимости добиваться выразительности исполнения в парных танцах, подчеркивая особенности взаимоотношений партнеров в различных народных танцах.

Формы подведения итогов: Способами реализации данной программы являются зачетные занятия:- промежуточное (декабрь) в форме технического зачета, итоговое (май) в форме отчетного концерта.

Текущий контроль действует на протяжении всего учебного года. По изучению каждой темы проводится контрольное занятие.

Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения.

Для учащихся 1 года обучения основным методом промежуточной аттестации является метод скрытого педагогического наблюдения и открытые занятия для родителей.

Основным методом промежуточной аттестации на 2-5 годах обучения  по программе являются:

  • метод педагогического наблюдения;
  • участие в концертных выступлениях;
  • технический просмотр.

Итоговый контроль осуществляется в конце года срока обучения. В конце первого и второго годов обучения формой контроля служит контрольный урок, концертное выступление или отчётный концерт. В конце пятого года обучения — экзамен.

Формой подведения итогов реализации программы является экзамен.

Требования к экзамену для воспитанников 5 года обучения: Воспитанники показывают знание всего пройденного материала у станка и на середине зала. Показывают развернутые этюды и парные танцы на пройденном материале за весь период обучения. Особое внимание необходимо обратить на музыкальность, выразительность и технику исполнения. Продемонстрировать манеру исполнения народного танца. В основе текущего и промежуточного контроля  лежит десятибальная система оценки успеваемости. Баллы промежуточного и текущего контроля вносятся  в зачетную ведомость. Таблица перевода баллов.

Баллы Оценки
10 5
9 5-
8 4+
7 4
6 4-
5 3+
4 3
3 3-
2 2+
1 2

 

Итоговый контроль осуществляется в конце года. В конце каждого года обучения формой контроля служит отчётный концерт, технический зачет по которому оценивается работа педагога и детей, осуществленная в течение учебного года. Педагог подводит итог учебно-воспитательной работы за год, проводит анализ творческих достижений детей.

В конце пятого года обучения итоговой формой подведения итогов реализации программы является экзамен с вручением сертификата качества по окончании студии-ансамбля. По окончании полного учебного курса по программе, учащимся показавшим высокие результаты рекомендуется продолжить совершенствование своих знаний и умений в концертном коллективе ансамбля. Для  выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого года обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками. Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным тестированием и промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня. Уровни владения навыками приводятся в соответствие с баллами по следующей шкале.

 

Баллы Уровни владения навыками
10 высокий
9
8 средний
7
6
5 низкий
4
3
2
1

 

Процедура оценки эффективности обучения на соответствующем году  в студии предполагает соотнесение следующих параметров и критериев.

 

Параметры и критерии оценивания уровня хореографической  подготовки

Параметры Критерии
Балетные данные

·         Осанка

·         выворотность

·         танцевальный шаг подъем стопы

·         гибкость

·         прыжок

Музыкально-ритмические способности ·         чувство ритма

·         координация движений: нервнаямышечная

·         двигательная

·         музыкально-ритмическая координация

Сценическая культура ·         эмоциональная выразительность создание сценического образа

 

5 (отлично)
8-9 баллов
4 (хорошо)
6-8 баллов
3 (удовлетворительно)
3-5 баллов
2 (не удовлетворительно)
1-2 баллов
Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.  Грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном). Исполнение с большим количеством недочётов, а именно:

недоученные движения, слабая техническая подготовка,

малохудожественное исполнение,

отсутствие свободы в хореографических постановках и т.д.

Комплекс недостатков, являющийся следствием плохой

посещаемости аудиторных занятий и нежеланием

работать над собой.

 

 

Учебно-тематический план 1

 (1 год обучения)

Наименование раздела Количество часов
теория практика всего
1. Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности. 1 9 10
2. Коллективно — порядковые упражнения. 1 6 7
3. Методика проучивания основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Комбинации у станка. 5 10 15
4. Правила исполнения, основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Танцевальные комбинации на середине. 5 10 15
5. Прыжки на месте, с продвижением, в повороте. 1 4 5
6. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов народных танцев России и Прибалтики. Этюдная работа. 1 8 9
7. Вращения. 1 4 5
8. Простейшие присядки, хлопушки для мальчиков. 1 5 6
Итого: 16 56 72

 

2 год обучения

Наименование раздела Количество часов
теория практика всего
1. Вводное занятие. Повторение пройденного материала. Инструктаж по технике безопасности. 2 18 20
2. Коллективно — порядковые упражнения. 2 12 14
3. Методика проучивания основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Комбинации у станка с элементами прибалтийского, украинского, цыганского танцев. 10 20 30
4. Правила исполнения, основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Танцевальные комбинации на середине зала. 10 20 30
5. Прыжки с продвижением, в повороте. 2 8 10
6. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов народных танцев. Этюдная работа. 5 15 20
7. Вращения по диагонали. 2 8 10
8. Присядки, хлопушки, простейшие поддержки (элементы парных танцев). 2 8 10
Итого: 35 109 144

 

3 год обучения.

Наименование раздела Количество часов
теория практика всего
1. Повторение пройденного материала. Инструктаж по технике безопасности 2 18 20
2. Коллективно — порядковые упражнения. 2 12 14
3. Методика проучивания основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Комбинации у станка в характере молдавского, венгерского, украинского или русского танцев в более быстром темпе. 5 15 20
4. Правила исполнения, основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Танцевальные комбинации на середине зала. 10 20 30
5. Усложненный рисунок прыжковых комбинаций. 2 8 10
6. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов народных танцев. Этюдная работа. 10 20 30
7. Вращения, крутки. 2 8 10
8. Элементы парных танцев. Хлопушки, присядки. 2 18 10
Итого: 35 109 144

 

4 год обучения

Наименование раздела Количество часов
теория теория теория
1. Повторение пройденного материала. Инструктаж по технике безопасности 2 18 20
2. Коллективно — порядковые упражнения. 2 12 14
3. Методика проучивания основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Комбинации у станка с элементами прибалтийского, украинского, цыганского танцев. 10 20 30
4. Правила исполнения, основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Танцевальные комбинации на середине зала. 10 20 30
5. Прыжки с продвижением, в повороте. 2 8 10
6. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов народных танцев. Этюдная работа. 5 15 20
7. Вращения по диагонали. 2 8 10
8. Присядки, хлопушки, простейшие поддержки (элементы парных танцев). 2 8 10
Итого: 35 109 144

 

5 год обучения

Наименование раздела Количество часов
теория теория теория
1. Повторение пройденного материала. Инструктаж по технике безопасности 1 9 10
2. Варианты построения парных танцев 4 16 20
3. Методика проучивания основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Комбинации у станка (Италия, Болгария, Средняя Азия, север). 5 15 20
4. Правила исполнения, основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Танцевальные комбинации на середине зала. 10 20 30
5. Усложненный рисунок прыжковых комбинаций. 2 8 10
6. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов народных танцев. Этюдная работа. 10 20 30
7. Вращения, крутки. 2 12 14
8. Элементы народных танцев 2 8 10
Итого: 36 108 144

 

Содержание программы

 

1 год обучения

Тема 1. Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности — 10 часов.

Теория: Правила исполнения упражнений в сочетании с музыкальной раскладкой, характером музыкального сопровождения. Наиболее распространенные ошибки при исполнении движений и их предупреждение. Инструкция по технике безопасности.

Практика: отработка выученного материала; закрепление пройденного материала;

Тема 2. Коллективно — порядковые упражнения — 7 часов.

Теория: Правила исполнения упражнений, движений. Возможные сочетания с другими движениями. Какие группы мышц движение развивает.

Практика: шаги на месте, с продвижением, с натянутой стопой; построение в шеренгу, круг, квадрат, колонну; легкий бег, с подниманием бедра, сценический бег, «ножницы» вперед; галоп лицом в круг, ходьба в разных темпах.

Тема 3. Методика проучивания основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Комбинации у станка — 15 часов.

Теория: правила исполнения, показ, беседа о значении упражнения для развития различных групп мышц.

Практика: Деми и гранд плие в национальном характере (русский). Батман тондю с переводом на каблук. Флик Фляк в шестой позиции. Подготовка к ронд де жамб пар терр. Каблучный вперед, в сторону. Положение пассе – подготовка к веревочке Припадание на месте. Выстукивание, переступание

Тема 4. Правила исполнения, основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Танцевальные комбинации на середине — 15 часов.

Теория: правила исполнения, показ, беседа о значении упражнений для развития групп мышц, показ видео, рассказ об особенностях исполнения движений в русском характере.

Практика: переменный шаг, ковырялочка с притопом, боковой шаг, ёлочка, гармошка, тройное переступание с притопом, моталочка, хлопки в ладоши по одному и в парах, положение рук в парных танцах (за одну руку, накрест, за две руки).

Тема 5. Прыжки на месте, с продвижением, в повороте — 5 часов.

Теория: правила исполнения. Точки в классе.

Практика: простые прыжки пошестой позиции, поджатые прыжки, прыжки в шпагат, с продвижением в сочетании простых и поджатых, с поворотом по точкам 3, 5, 7.

Тема 6. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов народных танцев. Этюдная работа — 9 часов.

Теория: показ видео, беседы о национальных особенностях этюда, его рисунок, лексика.

Практика: постановка этюда в русском характере, отработка движения, отработка рисунка, построение в линии, шеренги, в колонну, по одному, перестроение из колоны по одному в пары и обратно, построение в диагональ, две диагонали, построение в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, положения рук

Тема 7. Вращения — 5 часов.

Теория: «точка» в классе, понятие «точки», правила исполнения, правильное окончание.

Практика: отработка «точки», шаг в повороте, сочетание шагов: два приставных, один поворот, два приставных – два поворота, подскоки в повороте.

Тема 8. Простейшие присядки, хлопушки для мальчиков — 6 часов.

Теория: правила исполнения, показ, национальных характер движений, показ видео.

Практика: «мячики» по шестой позиции, хлопушки, по верху бедра, с ударом в ладоши, плечами.

2 год обучения

Тема 1. Повторение пройденного материала. Инструктаж по технике безопасности — 10 часов.

Теория: правила исполнения движений. Инструкция по технике безопасности.

Практика: повторение элементов первого года, изучение, повторение, закрепление нового материала, отработка нового материала.

Тема 2. Коллективно — порядковые упражнения — 16 часов.

Теория: правила исполнения движений.

Практика: шаг с носка, полупальцы, пятки, шаг наверх с поднимание бедра, сценический бег с подниманием бедра, «ножницы», акцентированная печатка, галоп.

Тема 3. Методика проучивания основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Комбинации у станка с элементами прибалтийского, украинского, цыганского, русского танцев — 30 часов.

Теория: правила исполнения движений, показ, беседа о значении упражнений для развития различных групп мышц, национальные особенности движения.

Практика: деми и гранд плие (по выворотным позициям, переход из позиции в позицию, через развороты одной или двух стоп), батман тандю с выносом на каблук в национальном характере, батман тандю жете в национальном характере, подготовка к ронд де жам пар терр, каблучные, — подготовка к веревочке с подъемом на полупальцах, флик фляк, упражнения для бедра (поворот бедра внутрь и наружу) на полной стопе, полупальцах, выстукивание, переступание (полупальцы, пятки), релевелян, деве лю пе в национальном характере, гранд батман в национальном характере, голубцы, падебаск (лицом к станку).

Тема 4. Правила исполнения, основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Танцевальные комбинации на середине — 30 часов.

Теория: правила исполнения, показ, национальные особенности движения. Практика: ковырялочка, выхелястник, падебаск, голубцы, шаг – подскок, переступание, подбивка, выпадание, комбинация из базового и концертного репертуара.

Тема 5. Прыжковые комбинации — 10 часов.

Теория: правила исполнения движений, показ.

Практика: прыжки с продвижением, в повороте, простые по шестой позиции, подтяжка в комбинации, шпагат в комбинации, с поворотом 45, 90 градусов.

Тема 6. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов народных танцев. Этюдная работа — 20 часов.

Теория: правила исполнения, беседы о национальных особенностях этюда, характер движений, характерный рисунок, показ и анализ видео.

Практика: постановка этюда в характере прибалтийского, украинского, белорусского, цыганского или русского танцев, основные движения выбранного характера, рисунок этюда, отработка лексики и рисунка, положение рук, корпуса, головы.

Тема 7. Вращение — 10 часов.

Теория: правила исполнения вращений, правильные окончания.

Практика: шаг на верх, шаг в повороте, бег, блинчики.

Тема 8. Присядки, хлопушки, простейшие поддержки (элементы парных танцев) — 10 часов.

Теория: показ видеоматериалов, беседы о национальных особенностях движений.

Практика: присядка по первой позиции с выносом ноги, на пятку, в пол, подсечка, простые хлопушки с переступанием, с ударом по голени, бедру положения в паре (руки на плечах, талии, положение головы) галоп с поддержкой.

3 год обучения

Тема 1. Повторение пройденного материала — 20 часов.

Теория: правила исполнения движений, беседа, показ, инструкция по технике безопасности.

Практика: повторение элементов 1 и 2 года обучения, — повторение, закрепление старого материала — изучение нового материала — отработка нового материала.

Тема 2. Коллективно порядковые упражнения -14 часов.

Теория: правила исполнения движений, показ, беседа о значении упражнения, дыхание во время исполнения движения.

Практика: марш по кругу, бег, бег с подниманием бедра наверх, молоточки, галоп с поворотом на 180 градусов, тройное переступание, акцентированная печатка, мячики.

Тема 3. Методика проучивания основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Комбинации у станка в характере молдавского, венгерского, украинского или русского танцев в более быстром темпе — 20 часов.

Теория: правила исполнения, показ, беседа о значении упражнений для развития различных групп мышц, национальные особенности движения.

Практика: каблучные в национальном характере, с другими тренировочными движениями, веревочка в национальном характере с другими тренировочными движениями, переступание, выстукивание, двойные дроби, релеве лян на 45, 90 градусов в национальном характере, гранд батман в национальном характере, в комбинации с другими тренировочными движениями, прыжковые комбинации, положение рук, корпуса, головы в тренировочных движениях у станка в национальном характере.

Тема 4. Правила исполнения, основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Танцевальные комбинации на середине зала — 30 часов.

Теория: правила исполнения, показ, национальные особенности движения, просмотр видеоматериала.

Практика: пор де бра, основные элементы украинского или русского танца

основные положения рук в национальном характере, припадание в повороте, моталочка, трилистник, молоточки.

Тема 5. Усложненный рисунок прыжковых комбинаций – 10.

Теория: правила исполнения движений, показ.

Практика: простые прыжки в сочетании с танцевальными движениями, поджатые, подтяжка с выпадами, растяжка.

Тема 6. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов народных танцев. Этюдная работа — 30 часов.

Теория: правила исполнения, беседы о национальных особенностях этюда, характер движений, характерный рисунок, показ видео.

Практика: постановка этюда в украинском или в русском характере, отработка лексики, отработка рисунка, положения рук, корпуса, головы.

Тема 7. Вращения, крутки — 10 часов.

Теория: правила исполнения вращений, правильные окончания.

Практика: шаг наверх, бег в повороте, «Блинчики», винт, бег в повороте на месте с поджатыми прыжками в повороте на 180 и 360 градусов.

Тема 8. Элементы парных танцев. Хлопушки, присядки — 10 часов.

Теория: показ видеоматериалов, беседы о национальных особенностях движений. Рассказ об особенностях парных танцев.

Практика: положения рук, корпуса, головы, поддержка в прыжке, перенос партнерши, боковая присядка, присядка с выносом ноги на 45 градусов, хлопушки в связке в национальном характере.

4 год обучения

Тема 1. Вводное занятие – 20 часов.

Теория: правила исполнения беседа показ, инструкция по технике безопасности.

Практика: повторение элементов I -III года обучения. Повторение, закрепление старого материала. Изучение нового материала. Отработка нового материала.

Тема 2. Коллективно-порядковые упражнения — 14 часов.

Теория: правила исполнения движений, показ, беседа о значении упражнения, дыхание во время исполнения движения.

Практика: марш по кругу, бег, бег с подниманием бедра наверх, молоточки, галоп с поворотом на 180 градусов, тройное переступание, акцентированная печатка, мячики.

Тема 3. Методика проучивания основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Комбинации у станка – 30 часов.

Теория: правила исполнения показ беседа о значении упражнений для развития различных групп мышц, национальные особенности движения

Практика: положение рук, корпуса, головы, Batemens tend в характере прибалтийского танца, Rond de jambe par terre в национальном характере

Flic flac в цыганском характере, переступания, дроби, выстукивания, Adajio, Grand batmants jete в национальном характере с переменой ног, голубцы, pa de bask, выхилясник лицом к станку или одной рукой.

Тема 4. Правила исполнения, основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Танцевальные комбинации на середине – 30 часов.

Теория: рассказ об особенностях народных танцев (Польша, Россия).

Практика: Por de bras, основные элементы польского , русского танцев или танцев других народов, основные положения рук в национальном характере, танцевальные связки в национальном характере, припадание в повороте, моталочка, трилистник.

Тема 5. Прыжки с продвижением в повороте – 10 часов.

Теория: правила исполнения, показ, рассказ об особенностях народных танцев.

Практика: простые прыжки по четвёртой позиции, поджатые, подтяжка, разножка, простые прыжки в повороте на 180 градусов, поджатые прыжки в повороте на 180 градусов.

Тема 6. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов народных танцев. Этюдная работа – 20 часов.

Теория: правила исполнения, показ рассказ об особенностях народных танцев.

Практика: постановка этюда в польском, русском, прибалтийском характере, отработка лексики, отработка рисунка, положение рук, корпуса, головы.

Тема 7. Вращение по диагонали – 10 часов.

Теория: правила исполнения, нахождение точки в заданной плоскости, правильное окончание.

Практика: шаг, бег, подскок, блинчики, винты.

Тема 8. Присядки, хлопушки, простейшие поддержки (элементы парных танцев) – 20ч.

Теория: правила исполнения комбинаций, просмотр видеозаписей.

Практика: хлопушки по верхней части бедра, голени в связке в национальном характере, присядки по 6, 1 позициям с выносом ноги на 45 градусов, боковая присядка, положение рук, корпуса, головы в парных танцах, поддержка в прыжке, перенос партнёрши.

5 год обучения

Тема 1. Вводное занятие – 10 часов.

Теория: правила исполнения беседа показ, инструкция по технике безопасности.

Практика: Повторение элементов 1 – 4 года обучения. Повторение, закрепление старого материала. Изучение нового материала. Отработка нового материала.

Тема 2. Варианты построения парных танцев – 20 часов.

Теория: беседы о национальных особенностях; правильность исполнения движений в парных танцах; видеопросмотры.

Практика: особенности взаимоотношение партнёров; основные положения рук, корпуса, головы в паре.

Тема 3. Методика проучивания основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Комбинации у станка (Италия, Болгария, Средняя Азия, север) – 20 часов.

Теория: беседы о национальных особенностях, правильность исполнения движений в парных танцах; видеопросмотры.

Практика: Releve с переходом из позиции в позицию. Demi и grand plie в национальном характере. Batemens tendu в национальном характере. Batemens tendu jete в национальном характере. Каблучные; Flic flac; Rond de jambe par terre (patartie, rond de pied). Batemens fondu; верёвочка; Releve lant devloppe в национальном характере; Grand batmants jete в национальном характере.

Тема 4. Правила исполнения, основных движений экзерсиса народно – сценического танца. Танцевальные комбинации на середине зала, рог de bras – 30 часов.

Теория: беседы о национальных особенностях; правильность исполнения движений в парных танцах; видеопросмотры.

Практика: основные элементы итальянских, болгарских танцев; варьирование; элементы русского танца в усложнённых комбинациях; рог de bras в русском характере.

Тема 5. Усложненный рисунок прыжковых комбинаций — 10 часов.

Теория: беседы о национальных особенностях; правильность исполнения движений в парных танцах; видеопросмотры.

Практика: простые прыжки в сочетании с танцевальными движениями; поджатые прыжки, подтяжка с выпадами, разножка в повороте на 180 и 360 градусов; варьирование.

Тема 6. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов народных танцев. Этюдная работа – 30 часов.

Теория: беседы о национальных особенностях; правильность исполнения движений в парных танцах; видеопросмотры.

Практика: постановка этюдов на материале итальянского, болгарского, греческого танцев; основные элементы, положения, особенности рисунка

Тема 7. Вращения, крутки (по кругу) – 14 часов.

Теория: правила вращения по кругу, нахождение точки; правила исполнения вращений; правильное окончания вращения; правила перемещения точки.

Практика: шаг, бег, блинчики, винты, насосы (на месте), двойные дроби, обертаски.

Тема 8. Элементы народных танцев – 10 часов.

Теория: рассказ о правильности исполнения танца; беседа о национальных особенностях танцев; просмотр видеоматериала.

Практика: хлопушки, присядки (из разных композиций с добавлением танцевальных элементов); элементы — бочонок, коза, подсечка, пистолет, разножка; варьирование.

 

Методическое обеспечение программы

                Методы работы при реализации программы.

Наиболее значимыми, отражающими цель, задачи и содержание данной программы являются следующие методы преподавания:

  • наглядный (использование наглядного материала – видеозаписи, фотографии и т.д. в процессе обучения);
  • словесный (использование слов в качестве объяснения.);
  • репродуктивный (метод показа и объяснения является ведущим в хореографическом обучении.

В целях эффективного обучения педагог должен не только опираться на способности детей к подражанию, но и научить их сознательному выполнению изучаемого. Метод повторения и систематичности применяется как для разучивания, совершенствования и закрепления танцевальных навыков, так и для того, чтобы их не утратить, сохранить в памяти ранее пройденный материал.);

  • метод контроля и самоконтроль;
  • метод создания ситуации успеха.

Для решения поставленных задач используются и специальные методы обучения хореографии:

  • метод постепенности изучаемого материала (от «простому к сложному»);
  • метод разучивания по частям (сложная или длинная комбинация сначала разучивается по частям, потом объединяется в одно целое);
  • метод разучивания « целиком» в замедленном темпе;
  • метод разучивания под счет педагога, затем – под музыкальное сопровождение.
  • танцевальная импровизация, т.е. самостоятельное создание пластических образов на базе использования элементарных движений и перемещений.

 

Материально — техническое оснащение занятий

Наличие учебных классов (не менее двух). Оборудование классов: станки, зеркала, палубный пол, раздевалки (не менее двух), комната для преподавателей, кондиционеры.

Техническое оснащение: фортепиано, стационарный музыкальный центр, видеомагнитофон, видеокамера,ноутбук.

Сценическая площадка для репетиций.

Оформление концертных номеров: изготовление костюмов в соответствии с репертуаром; обувь для занятий и для сцены( туфли, сапоги); бутафория, оформление сцены.

 

Список литературы

  1. Батырев А., Бурцева Г. Композиция танца. — Барнаул, НМЦ, 1991.
  2. Василенко К. Украинский народный танец. М.,1981.
  3. Голейзовски И. К. Образы русской народной хореографии.- М.: Искусство, 1968.
  4. Гребенщиков С. Сценические белорусские танцы. Минск, 1974.
  5. Захаров Р. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. — М.: Искусство, 1983.
  6. Казаринова Т. Магическая сила пространства сцены // Сов. Балет. -1991, №5.
  7. Климов А. Основы русского народного танца. — М.; Искусство, 1981.
  8. Кукин А., Лапин В. К проблеме русских хороводов. — СПб., 1991.
  9. Методика преподавания народного танца. Этюды: учебное пособие для студентов хореографических факультетов, вузов культуры и искусств / Г. П. Гусев. — М: Гуманитар. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2004.
  10. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства: Поэтика мизансцены. — М.: Просвещение, 1981.
  11. Музыка. Пение. Хореография: Теоретический курс. — М., 1994.
  12. Народный танец: Проблемы изучения. — СПб., 2001.
  13. Соколов А.А. Проблема изучения танцевального фольклора // Методы изучения фольклора. — Л., 1983.
  14. Тагиров Г. 100 татарских фольклорных танцев. Казань, 1986.
  15. Ткаченко Т. Народный танец. М.,1967.
  16. Устинова Т. Избранные русские народные танцы. М., 1996.
  17. Фомин А.С. Понятие «танец» и его структура — СПб., 1991.
  18. Гуменюк А.И. Народное хореографическое искусство. — Киев, 1998.
  19. Моисеев И. Я вспоминаю… Гастроль длинною в жизнь. — М.,СОГЛАСИЕ, 1998.
  20. Слонимский Ю. В честь танца. — М., 1988.
  21. Филатов С.В. От образного слова — к выразительному движению. — М., 1999.

Добавить комментарий