Служба поддержки
ruskotru@mail.ru

+7(960) 300-33-84
+7(909) 303-72-88 (зам. редактора)

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ТРУДАХ И. Ф. ГЕРБАРТА

Мурашёв В. А., Хуснутдинова А.  Г.

Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841) − один их выдающихся немецких педагогов XIX века. Основные педагогические сочинения Гербарта: “Первые лекции по педагогике” (1835), “Общая педагогика” (1806).

Центральным тезисом рассуждений И. Ф. Гербарта является формирование нравственного человека, гармоническое развитие всех его способностей. По И. Ф. Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии он видел в  управлении, обучении и нравственном воспитании.

И. Ф. Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи о  воспитывающем обучении, призванном формировать и развивать различные интересы подрастающего поколения. Интерес определен как интеллектуальная самодеятельность, вызванная обучением и приводящая к возникновению у детей собственных свободных душевных состояний. Ближайшая цель обучения есть важнейшая веха на пути к конечной цели воспитания, поскольку «ясное и тщательно концентрированное знание − лучший фундамент нравственности», которая выражается понятием «многосторонность интереса».

Под «интересом» Иоганн Гербарт понимает род умственной деятельности, связанной со стремлением человека удержать и расширить свои знания. Если раньше до него понятие «интерес» использовалось в педагогике в значении средства преподавания, делающее учение привлекательным, то Гербарт все свое внимание отдает выяснению сущности интереса как цели обучения, причём связывает его с многосторонностью как «объемом энергии умственных стремлений воспитанника».

К многостороннему интересу в качестве результата воспитывающего обучения, обозначающему такое состояние представлений, понятий, вообще знаний в сознании воспитанника, при котором они становятся импульсами и мотивами деятельности, служащей поприщем становления и развития характера, И. Ф. Гербарт добавлял также требование равномерности и непосредственности интереса. Поскольку воспитание имеет в виду будущее признание питомца, определить которое в раннем детстве в точности невозможно, интерес должен быть равномерным, что означает равноценность всех его видов, вызываемых умственными функциями.

Поэтому Гербарт различал интересы познания и интересы участия. Первые стимулируют стремление к наблюдению и размышлению (эмпирический и спекулятивный интересы), способствуют развитию чувств прекрасного (эстетический интерес). Вторые направлены на воспитание симпатии к людям и чувства общественности (симпатический и социальный интересы) и на формирование религиозного мировосприятия (религиозный интерес). Кроме того, интерес должен быть также непосредственным, при котором сам предмет как таковой независимо от его пользы применения оказывается интересным. Лишь непосредственно интересное знание становится подлинной воспитывающей силой.

Специфической природой интереса как моментов его развития или формальных ступеней преподавания: наблюдение, т. е. погружение в воспринимаемый объект (ступень ясности); ожидание, которое является моментом репродуцирования родственных изучаемому объекту представлений (ступень ассоциации) ; искание как ступень системы, на которой происходит превращение интереса в желание путем осмысления результатов первых двух ступеней и установления каждого элемента нового знания на подобающее ему место в уже имеющейся системе понятий: действие, соответствующее ступени метода, т.е. осмысление изученного в состоянии движения, перевод знаний в действие путем их практического применения.

Таким образом, в гербартовском учении интерес есть связующее звено между теорией (убеждения и мысли) и практикой (желание и действие), причем характерной чертой описанных выше моментов развития интереса является прирост самостоятельной активности воспитанника: от восприятия через репродукцию к самостоятельному усвоению и, наконец, к действию. Как говорил И. Ф. Гербарт о представлениях прежде, чем о желании и воле, поскольку “воление есть представление, прошедшее через полное развитие, в котором завершился круг мысли, начавшись с интереса и закончившись действием”.

 

Литература

  1. Гербарт И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении /Пер.А.В. Адольфа. – М.:1906.
  2. Музыченко А.Ф. Иоганн Фридрих Гербарт и его школа // Очерки по истории педагогических учений. – М.,1911.
  3. Николаевский И. Иоганн Фридрих Гербарт как педагог // Журнал Министерства Народного просвещения. – 1879.Ч.187.Окт.
  4. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т/гл. редактор Давыдов В. В.: – М.: Большая Российская энциклопедия,1993. – 603с.

 

Добавить комментарий