Служба поддержки
ruskotru@mail.ru

+7(960) 300-33-84
+7(909) 303-72-88 (зам. редактора)

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ В ТРАКТОВКЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для современной психологии  и педагогики связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности и  поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа адекватной интерпретации данной проблемы. В самом общем плане мотив это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает различные подходы к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. Наиболее полно эта проблема раскрывается в трудах Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна, М.Аргайл, В.Г.Асеева, Л.И.Божович, К.Левина, А.Н.Леонтьева, З.Фрейда и др. Существенным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является единство динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. На основе данного принципа разрабатываются такие темы, как система отношений человека (В.Н.Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н.Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л.Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И.Божович, В.Э.Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я.Гальперин) и т.д.

Нашими отечественными  психологами мотивация определяется как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения и деятельности. Высшим уровнем регуляции считается сознательно-волевой. Исследователи отмечают, что мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение.

 Всё это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой, — говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.

Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

Трактовка «мотива», по мнению Ж.Ньютенн и А.Маслоу, соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом), либо, как считал  С.Л.Рубинштейн, с переживанием этой потребности и ее удовлетворением, либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее».[3,175] Понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяет его в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности.

Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы – Л. И.Божович. Она считает, что в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность. В мотиве объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны, причём понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности». [4,79]

Л. С. Выготский говорит о  «мотивационной сфере», включающей и аффективную, и волевую сферу личности, переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, включений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминирует человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. «Понятие мотивации у человека… включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.»[2,134] Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

 По мнению В.Г.Асеева, Дж.Аткинсона, Л.И.Божович, Б.И.Додонова, А.Маслоу, Е.И.Савонько, продуктивным в изучении мотивации  является представление о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, как инвариант системы. Анализ структуры мотивации позволил В.Г.Асееву выделить в ней а) единство процессуальных и дискретных характеристик и б) двухмодальное, т.е. положительное и отрицательное основания ее составляющих.

Важно также положение исследователей о том, что структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся, изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием.

Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И.Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три – целевыми ее составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Существенно также и то, что два последних, определяемых как награда и избегание наказания, являются, по Дж.Аткинсону, составляющими мотивации достижения. Подобное структурное представление мотивационных составляющих, соотнесенное со структурой учебной деятельности, оказалось очень продуктивным.

В плане рассмотрения структуры потребностной сферы человека большой интерес представляет «потребностный треугольник» А.Маслоу, в котором, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой стороны, — его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. В треугольнике А.Маслоу обращает на себя внимание, во-первых, место и значение, которое отводится собственно потребностям человека, и, во-вторых, то что потребностная сфера человека рассматривается вне структуры его деятельности, а только  (в понимании Дж.Брунера) применительно к личности, ее самоактуализации, развитию, комфортному существованию.

Литература

  1. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования /Л.С.Выготский.— М., 1956.
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. — М., 1991
  3. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность. /А.Г.Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович : избранные психологические труды [под ред. Д.И. Фельдштейна]. — М; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995

Добавить комментарий