Служба поддержки
ruskotru@mail.ru

+7(960) 300-33-84
+7(909) 303-72-88 (зам. редактора)

Вдовина Е. Ю. Личностно-ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования

Вдовина Елена Юрьевна

                                                   преподаватель педагогики и психологии

                                                                                    ГАПОУ СО «ТИПК»

Тольяттинский индустриально-педагогический колледж

Россия, город Тольятти

 

 

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Почему мы вновь заговорили об индивидуализации обучения? Кажется, что эта тема изучена педагогикой глубоко и всесторонне. Необходимость учета индивидуальных возможностей и особенностей ребенка отражена даже в принципе обучения. Но можем ли мы сказать, что в нашей массовой практике существуют и используются реальные механизмы, позволяющие осуществлять индивидуализацию? Наверное, нет. Основная причина такого противоречия в том, что длительное время нужны были не личности, а те функции, которые могут исполнять люди.

Личностно ориентированное обучение предполагает:

  • Признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект-субъектных и субъект-объектных образовательных воздействий;
  • Признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;
  • Смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика;
  • Приоритет внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий;
  • Приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидающей функции ученика, над репродуктивным компонентом, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний.

Несомненно, что при личностно-ориентированном обучении на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обученияпроцесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.

Второй элемент содержания — опыт деятельности в знакомых ситуациях, те умения, которые необходимо приобрести в процессе обучения. Фиксированный результат усвоения этого элемента содержания отражен в образовательных стандартах. Однако сам путь формирования тех или иных умений в значительной степени зависит от индивидуальности школьника, от его психофизиологических характеристик, особенностей мышления, памяти и т.д. То есть, мы можем утверждать, что сам процесс приобретения опыта действия в знакомой

ситуации требует индивидуализированного обучения, в то время как результат этого процесса является социально заданным.

Третий элемент содержания образования — опыт творческой деятельности — изначально ориентирован на каждого отдельного ученика, так как в процессе учебной творческой деятельности школьники приобретают субъективно новые знания и способы деятельности.

Четвертый элемент — опыт эмоционально-ценностного отношения к миру связан с личностью конкретного человека. Конечно, выделены ценности, являющиеся общечеловеческими, определены те качества личности, которыми должен обладать современный человек. Однако, у каждого ученика формируется своя «версия» этих качеств, которая зависит только от его социально-психологических особенностей.

Исходя из общей цели образования мы можем определить задачи, решаемые в рамках индивидуализации обучения:

  • Повышение эффективности процесса обучения;
  • Развитие, а в некоторых случаях формирование специальных способностей учащихся;
  • Развитие дополнительных (по отношению к процессу усвоения знаний) возможностей учеников.

Эти задачи связаны с общими направлениями индивидуализации обучения и предполагают различные ее основания, виды и формы организации.

Индивидуализация позволяет помочь учащимся в познании и развитии своих природных задатков, присущих им как биологическим существам. Для этого процесс обучения необходимо строить с опорой на анатомо-физиологические, сенсорные и персептивные особенности учеников. Мы неоправданно мало уделяем внимания использованию, например, органов чувств школьников. Это естественно при массовых формах работы. Но можно строить учебный процесс таким образом, чтобы чувства, эмоции учеников были также важны, как факты и концепции.

Повышение эффективности процесса обучения. Эта задача решается в основном при следующих видах индивидуализации:

  • Индивидуализация, связанная с доминирующими проявлениями личности. Она предполагает прежде всего учет уровня интеллектуального развития. Наиболее значимым признается уровень умственного развития, который является и предпосылкой успешного учения (обучаемость или способность к учению), и показателем качества усвоенных знаний (обученности);

Индивидуализация на основе наиболее значимых видов деятельности (игра, труд, познание, общение). Основаниями, определяющими данный вид индивидуализации, являются те качества личности, которые связаны с успешностью обучения, с умениями репродуктивной и творческой деятельности, самостоятельной работы. Иногда сюда же относятся и организаторские, лидерские качества ученика.

Добавить комментарий